Известный портрет императрицы «Екатерина II в Царскосельском парке» художника Владимира Лукича Боровиковского в 1794 году был написан в усадьбе Муромцевых Данковского уезда Рязанской губернии. По крайне мере так гласит легенда. Портрет императрицы всероссийской Екатерины II с собачкой, на фоне, то ли Чесменской колонны, то ли на фоне Румянцевского обелиска, который сейчас находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. Портрет жутко не понравился царской особе, и она его вернула художнику назад.
Почему не понравился портрет царице?
Известно, что она портрета художнику Боровиковскому не заказывала, однако каждый живописец мечтал быть отмеченным царской милостью, каким ни будь званием, наградой, чином. Проявляя особое рвение, Владимир Лукич написал эту картину желая быть представленным во дворце императрицы и получить звание академика, по рекомендации своего протеже Г. Р. Державина, вот он и написал портрет Екатерины Великой на фоне Румянцевского обелиска, с собачкой, в сентиментальной манере, да еще собачкой, да еще не с натуры.

В работе уж очень просматривается сельский оттенок, образ некой помещицы. Кроме того, непринятие портрета было вызвано очередной обидой на Гавриила Романовича Державина, который воспевал подвиги Александра Васильевича Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского», если вы прочтете этот стих, то поймете Екатерину II. Словом, царица была не в духе и портрет отвергла.
Боровицкий и его протеже, не получили желаемого результата, а лишь спустя некоторое время Владимир Лукич стал академиком, благодаря высочайшему царскому указу, но вернемся к похождениям портрета Екатерины II по данковской земле.

Узнав эту историю, помещик Матвей Васильевич Муромцев, владелец знаменитой усадьбы в селе Баловнево, Данковского уезда (ныне Данковский район) поспешил выкупить у художника полотно с императрицей и повесил его в парадном зале усадебного дворца.

Позже, после смерти помещика, его наследники передали (или продали) картину известному российскому промышленнику и предпринимателю, покровителю искусств Павлу Ивановичу Харитоненко. Только потом, от мецената картина знаменитого русского портретиста В.Л. Боровиковского «Екатерина II в Царскосельском парке», нашла свое место в залах Государственной Третьяковкой галереи.

История этого портрета императрицы, «Екатерина II в Царскосельском парке», получила свое продолжение уже спустя годы, в 1820 году. Прославил полотно художник и гравер Николай Иванович Уткин, когда сделал гравюру с этого портрета, для издания повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Так портрет написанный Боровиковским обрел большую популярность, получив второе рождение, благодаря еще и творчеству великого русского поэта, который написал в «Капитанской дочке» образ Екатерины Великой всматриваясь в портрет Владимира Лукича Боровиковского. А вот где Пушкин увидел этот портрет, для нас это тайна. Может быть будучи в гостях в усадьбе Муромцевых? Или есть другая история?