В достопримечательности Данковского района всегда была включена Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Этот храм — памятник архитектуры федерального значения и объект культурно-исторического наследия, творение В.И. Баженова.
В деревянном исполнении церковь первые упоминается в выписке из писцовых книг 1628 году. Само село Баловнево тоже имеет большую историю и впервые упоминаемое в документах 1627 года, а именуют его по фамилии первого владельца — служилого человека Баловнева, который был помещиком на этих землях в конце XVI столетия. Так, фамилия Баловнев встречается в отписке казачьего головы Бориса Хрущева от 29 августа 1594 году. Одновременно в документах конца XVI в. упоминаются и помещики Муромцевы, в чьём владении находилась часть с. Баловнева до начала XX столетия. В 1628 г. Демиду Муромцеву принадлежала половина села.
Началу постройки каменного храма послужило ветхое состояние деревянной постройки. В сентябре 1789 г. сын В.Я. Муромцева Матвей Васильевич Муромцев (1734—1799) обратился с прошением к Преосвященному Симону (Лагову), епископу Рязанском и Зарайскому, за разрешением построить новый каменный храм, добро епископа пришло фактически сразу, в этом же году началось строительство церкви, не перестающей радовать и поражать взгляд на протяжении вот уже двух столетий, ведь эта церковь и особая православная культура, достопримечательность одна из самых значимых в районе.


Инициатор и человек финансировавший постройку Владимирской церкви Матвей Васильевич Муромцев — генерал-поручик, первый тульский губернатор, герой русско-турецкой войны 1770 -1774 гг., генерал-квартирмейстер у графа П.А. Румянцева-Задунайского, кавалер ордена св. Анны I степени, орденов св. Георгия III и IV степеней, принадлежал к числу известнейших людей своего времени. Имея значительное состояние, М.В. Муромцев приступил в это же время и к строительству в Баловнево усадебного комплекса, пригласив для его создания лучших специалистов.
Не случайно и поныне многие считают автором проекта усадебного дома самого В.В. Растрелли, а Владимирский храм относят к творчеству В.И. Баженова. Не исключено, что создавать на сложном ландшафте этой части села, изрезанного оврагами — редкий по красоте усадебный комплекс с 13 каскадными прудами, пейзажным парком в 100 гектар и садом на 30 гектар помогал А.Т. Болотов, близко знакомый с владельцем усадьбы и бывавший у него в имении.
Усадьба Муромцевых, по воспоминаниям современников, напоминала одну из летних царских резиденций. Говорили, что всё это построено было для приёма императрицы Екатерины Великой, близко знавшей Матвея Васильевича Муромцева и посетившей однажды его усадьбу. Но подлинным шедевром усадьбы стала церковь Владимирской иконы Божией Матери, более походящая на храмы Западной Европы.
Храм в основном завершён постройкой к 1797 года, о чём гласит надпись на мраморной доске, помещённой на стене под правой колокольней, слева от входа в фамильный склеп: «Благословением Божиим сооружися кладезь сей здоровой воды попечением господина генерал-поручика святого великомученика Георгия и св. Анны кавалера Матвея Васильевича Муромцева. При сем. Балов. 1797 год. Под церк. Богом.
Достройка колоколен и отделка храма продолжены были сыном М.В. Муромцева — действительным статским советником, рязанским губернским и данковским уездным предводителем дворянства, участником войны 1812 г. Матвеем Матвеевичем (1788—1879)’ — и завершены к 1823 г. На это потрачено не менее 40 000 руб. Лепные работы в храмовой части выполнил известный скульптор Г.Т. Замараев (1758—1823).


Затем майоратом при с. Баловневе, учреждённым в 1863 г., и усадьбой последовательно владели тайный советник, гофмейстер, рязанский губернский предводитель дворянства Леонид Матвеевич (1825— 1899) и действительный статский советник, камергер, данковский предводитель дворянства Николай Леонидович (1851 — 1899) Муромцевы, а с 1900 г. — известный живописец, член товарищества передвижников Ефим Ефимович Волков-Муромцев (1844—1928), наследник Муромцевых по материнской линии.
Из них благоустройством и украшением усадьбы, в том числе и Владимирского храма, активно занимались Леонид Матвеевич и Николай Леонидович. Не оставались в стороне и другие представители семьи Муромцевых — в 1879 г. на устройство духовой металлической печи в церкви было пожертвовано помещицами Екатериной Петровной Муромцевой.
Георгий Иванович Гунькин, по праву считавшийся одним из ведущих специалистов по творчеству В.И. Баженова, так доказывал своё предположение о связи постройки с именем великого русского зодчего: «Своими огромными массами она господствует над местностью и служит как маяк, открываясь взору за десятки километров. Её изысканные формы с богатыми пластическими и светотеневыми эффектами, с разнообразием цветовых и архитектурных приёмов производят исключительное впечатление. В архитектуре церкви значительное место уделено декоративным и чисто художественным эффектам, но эта декоративность не противоречит конструктивной и композиционной сущности всего здания. В пользу авторства Баженова свидетельствуют такие конструктивные приёмы, как двухколоколенный западный фасад, базиликальный план в сочетании с ротондальной восточной, алтарной частью. Их использование — доказательство знакомства архитектора с последними теоретическими разработками Парижской академии архитектуры, учеником которой являлся Баженов».


Любопытен взгляд на проблему авторства и стиля достопримечательности Данковского района, Владимирского храма исследователя русской церковной архитектуры эпохи Просвещения И.Е. Путятина, который описывал храм, как пример «древней готики», сближавшейся в XVIII в. с ранневизантийской архитектурой.
Действительно, Владимирский храм с. Баловнево имеет необычную объёмно-пространственную композицию и некоторые детали белокаменного декоративного убранства. Особенность храма — отсутствие апсиды и трапезная, равная по ширине храмовой части, с высокой, до уровня третьего яруса храма кровлей, что придаёт церкви сходство с готическими постройками Западной Европы. Сходство усиливает наличие двух колоколен, украшенных стройными белокаменными колоннами. Четырёхъярусные колокольни Владимирской церкви до уровня третьего яруса соединены нар- тексом и расположенными над ним двумя ярусами переходов.
Два нижних яруса колоколен квадратные в плане, имеют удлинённые по вертикали пропорции. Два верхних яруса — круглые. Каждую плоскость северного, южного и западного фасадов первого яруса колоколен украшают спаренные угловые пилястры, карнизы и небольшой фронтон, аналогичный фронтону храмовой части. Фронтоны перекрывают часть второго яруса. Выше фронтона второй ярус украшают спаренные угловые пилястры, пояски белокаменного орнамента, карниз и фриз.
Третий ярус по сторонам света имеет четыре арочных проёма, обрамлённых колоннами. Четвёртый ярус — ярус звонов имеет меньший диаметр, отделён от третьего широким карнизом и фризом. Звоны обрамлены полуколоннами. Над карнизом и фризом четвёртого яруса, достигающих высоты в 17 саж.21, невысокий конический купол, переходящий в белокаменный шпиль, на вершине которого равноконечный крест и под- крестное яблоко, покрытые позолотой.
Западный фасад между колокольнями до уровня второго яруса украшает ротонда с колоннадой, над которой устроен балкон с белокаменными балясинами. Верхняя часть второго яруса почти на всю ширину занята неглубокой нишей с белокаменным архивольтом. По сторонам её два пояска белокаменного орнамента. Плоскость ниши — единственное на фасаде место, покрытое штукатуркой и когда-то расписанное. Над вторым ярусом возвышался низкий фронтон с тремя фигурами святых, сейчас утратила эта достопримечательность.
Вокруг храма была построена ограда с круглыми кирпичными столбами, увенчанными белокаменными вазами, при церкви располагался каменный флигель, крытый железом, в котором две комнаты впоследствии были отведены до построения отдельного здания для земской школы, а третья — под квартиру сторожа.
В 1857 г. Владимирскую церковь с. Баловнево посетил Преосвященный Гавриил (Городков), оставшийся довольным состоянием храма и деятельностью причта. Он объявил священнику Тимофею Белкину «благословение и одобрение, дозволив … показывать» это поощрение в послужном списке, за «основательное познание догматов веры и особенное усердие к проповеди слова Божия». Другой раз правящий архиерей — Владыка Мелетий (Якимов) — побывал в Баловнево 18 августа 1897 г., посетив Данков и некоторые сёла уезда по пути на торжества по случаю освящения храма в с. Берёзовке.
Но были в жизни Владимирской церкви и менее радостные события. После революции 1917 г. имение Муромцевых подверглось разграблению. В 1918 г. сгорел дворец, а впоследствии его центральный объём до нулевой отметки разобрали на кирпич. Некий И.В. Серкин с сыновьями построил три усадьбы «исключительно из награбленного материала из экономии Муромцева». Им же награблено огромное количество разного инвентаря и упряжи.
Но если местные жители грабили бывшую экономию, то государство грабило церковь, из которой ещё до закрытия изъяли все ценности.
Обязательным постановлением Президиума Рязанского губисполкома от 28 июля 1925 г. Владимирская церковь с. Баловнево поставлена под охрану как памятник архитектуры35. Впрочем, это не помешало властям в 1929 г. подвергнуть храм очередному ограблению — тогда были изъяты изделия из цветных металлов. Было взято 7 подсвечников из белого металла, люстра, находившаяся в склепе. По словам грабителей, все было поломано и церкви не нужно. Кроме того, изъят медный ковш с двумя ручками весом 10 фунтов и «4 колокола со старой церкви, примерный вес 30 — 35 пудов»». Вероятно, колокола эти принадлежали Вознесенской церкви.
В 1929 г. Владимирская церковь закрыта И использовалась как склад. В 1930-х гг. с кровли Владимирской церкви было снято железо и поломана ограда. В храме устроили зерносклад, после чего появились трещины в его стенах. В склепе Муромцевых был устроен ледник, что также негативно повлияло на состояние фундаментов здания.
В 1947 г. Владимирская церковь вновь взята под охрану государства как памятник архитектуры Постановлением Совета Министров РСФСР. В 1950— 1960-х гг. храм изучал Г.И. Гунькин, стараниями которого было проведено предварительное обследование памятника, сделаны его обмеры и фото фиксация. По мнению Георгия Ивановича, «в церкви с. Баловнево, как в фокусе, собраны все устремления В.И. Баженова в поисках развития национальных архитектурно-художественных традиций и слияния их с мировой классикой.
В то же время она относится к последнему периоду его творческой деятельности, который менее всего известен в Нашей историко-художественной литературе. Вот почему она приобретает Исключительную ценность и в познании творческого наследия великого зодчего и как один из интереснейших памятников конца XVIII в.»
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 Владимирская церковь в очередной раз поставлена под охрану как памятник истории и культуры, а решением Липецкого облисполкома 874 от 2 ноября 1971 г. усадебный; постройки и Владимирская церковь вновь внесены в список памятников истории и культуры. Правда, в составленном в 1961 г. работником управления культуры Липецкого»
В паспорте облисполкома на Владимирский храм с. Баловнево сказано, что за о «типичное здание помещичьей церкви. По своим архитектурно-художественным качествам… не представляет никакого интереса, кроме того для поддержания данного памятника в удовлетворительном состоянии требуются большие капитальные затраты». Но до полноценной реставрации, этот уникальный памятник архитектуры федерального значения так и не дошел. Лишь благодаря настойчивости исследователя архитектуры Г.И. Гунькина в 1970 г. на трапезной была заменена ветхая кровля.
Тем временам заброшенный храм постепенно разрушался. В конце 1980-х гг. общественный клуб реставраторов «Русь» организовал несколько выездов в с. Баловнево, полностью расчистил храм, заложил кирпичом дверные проемы, ограничив тем самым доступ в него. Тогда же удалось добиться сооружения над Владимирской церковью и её трапезной временной кровли.
5 июня 1990 г. Владимирский храм был возвращён верующим. Первое время в храме служили священники Георгиевской церкви Данкова. Ситуация несколько изменилась с открытием в 2004 г. самостоятельного прихода, куда был направлен для служения и восстановления храма священник. Восстанавливать храм начали помогать многие прихожане и уроженцы с. Баловнево, проживавшие в Москве и других городах. В храме были вставлены рамы.
В настоящее время Владимирский храм частично отреставрирован на деньги министерства культуры. Полностью закончены внешние и внутренние работы и все приготовлено под роспись. Подобные достопримечательности Данковского района в последнее время все больше возвращают себе прежнюю красоту и величие. Сейчас, в село Баловнево проложен туристический маршрут, а храм — главная достопримечательность.